Для того, чтобы правильно установить колеса, необходимо при помощи динамометрического ключа равномерно ослабить колесные болты и гайки до рекомендованного момента затяжки. Каждый автопроизводитель устанавливает собственное усилие затяжки колесных болтов, измеряемое в Ньютон-метрах (НМ). Момент затяжки колесных болтов автомобиля можно узнать из нижеприведенной таблицы.
Момент затяжки колесных болтов - таблица:
Производитель автомобиля |
Модель |
Момент затяжки (Нм) |
---|---|---|
Alfa Romeo |
Alfa 145/146/147 Alfa 156 Alfa 159 Alfa 166 Alfa Briera/Spider |
93+/-10 98 120 +/- 12 86 +/-8 120 +/- 12 |
Audi |
A1/A2/A3/A4/A5/A6/A7/A8/TT Q5 Q7 |
120 140 160 |
BMW |
1 серия/3 серия/5 серия M5 Z3 X3,X5,X6 |
120 100 100+/-10 140 |
Chevrolet |
Сruze Captiva Spark |
140 125 120 |
Chrysler |
300C 200C Grand Voyager |
150 120 135 |
Citroen |
Xsara Picasso/Saxo C4/C5 Berlingo AX10/AX11/AX14/Sport |
85 80-100 85 90 |
Ford |
KA/Mondeo/Scorpio/Puma Cougar Fiesta (2002-2008) Fiesta Fusion Probe Transit Connect |
85 128 90 110 110 90-120 90 |
Fiat |
500 Grande Punto/Punto Evo Ducato/Talento Ducato Maxi |
86 120 160 180 |
Hyundai |
Все модели Starex |
110 130 |
Honda |
Все модели |
108-110 |
Jeep |
Cherokee Compass Patriot/Wrangler |
136 135 135 |
Jaguar |
XKR S-Type XJ6 XJR/XJ12 XJ8/XJ-S |
125 128 65-85 88-102 66-82 |
KIA |
Sorento/Picanto/ Rio/Shuma Carnival Margentis |
100 103 100 98 |
LADA |
Samara/Riva Niva |
70-78 88-91 |
Land Rover |
Freelander 2 Defender Discovery/Range Rover (02-11) |
133 108 140 |
LEXUS |
Все модели |
103 |
Mercedes-Benz |
A class/SLK/CLK B class/E class S class/M class |
110 103 150 |
Mini |
Mini/Mini Clubman |
140 |
Mitsubishi |
Colt/Almara/Cube/Serena Lancer/Grandis/Outlander |
108 98 |
Nissan |
Micra/Note Teana Patrol/Terrano/Qashqai |
105 110 133 |
Opel |
Frontera Astra Insignia Другие модели |
118 140 150 110 |
Porsche |
Все модели |
130 |
Peugeot |
106 107/308/3008/207/407/807 307/607 |
85 100 90 |
Renault |
Logan Megan II/Scenic II Laguna III/Escape IV |
105 110 130 |
Seat |
Ibiza/Toledo/Leon Alhambra |
120 140 |
Skoda |
Fabia/Octavia/SuperB/Yeti |
120 |
Suzuki |
Swift/Spash Grand Vitara |
85 100 |
Volvo |
XC90/XC60/XC70/S60/S80 XC60/C70/S40 |
140 110 |
Volkswagen |
Polo/Golf/Passat Sharan Touareg |
120 170 180 |
Toyota |
Avensis/Corolla/Jaris Land Cruiser |
103 209 |
Что такое момент затяжки болтов?
Момент затяжки колесных болтов – усилие, которое нужно приложить при закручивании болта во время установки колеса на ступицу. Значение указывается автопроизводителем отдельно для конкретной марки и модели в руководстве по эксплуатации транспортного средства.
Обеспечение требуемого момент затяжки важно для безопасной езды, поэтому болты фиксируют посредством динамометрического ключа, позволяющего выставлять ограничение по прикладываемому усилию.
Последовательность действий
Соблюдение последовательности затяжки важна не меньше, чем правильный момент. Дело в том, что при диагональной последовательности удается добиться равномерного распределения давления, исключить перекос колесного диска. В общем случае колесные болты фиксируются следующим образом:
- Попарная установка болтов в отверстия диска.
- Затягивание болтов вручную до упора или с помощью инструмента (баллонный ключ), но без излишнего усилия. Болты или гайки закручиваются не рядом расположенные, а находящиеся напротив друг друга.
- Окончательная затяжка динамометрическим ключом или ослабление крепежа, если момент превышает допустимое значение.
Нюансы при затягивании крепежа
При покупке новых колесных дисков нужно позаботиться и о приобретении соответствующего крепежа. Проблема в том, что существует много разных крепежных элементов, отличающихся по форме головки, шагу резьбы, размерам. Если с шагом и длиной понятно – крепеж просто не получится закрутить, то болты могут иметь как коническую, так и сферическую головку. Гайки могут быть глухими, сквозными, с планшайбой. Важно правильно подобрать крепежные элементы, ведь в противном случае возможно ослабление болтов или гаек во время движения автомобиля.
Затяжка производится на вывешенных колесах – с использованием домкрата или подъемника в шиномонтажной мастерской. Обязательно выполняется проверка крепления колесных дисков после опускания машины на твердую поверхность.
В продаже часто встречаются универсальные легкосплавные и штампованные диски с увеличенным диаметром ступичного отверстия. Если ступица меньше по диаметру, то применяют центровочные кольца. При этом центровочные кольца не являются гарантией, что диск будет установлен правильно – важно также соблюдать момент затяжки.
Что влияет на момент затяжки болтов колес?
На момент затяжки помимо модели авто влияет тип диска (стальной, алюминиевый), его толщина, вид крепежа, шаг резьбы. Например, гайки 12x1.5 под легкосплавные диски в среднем затягивают с моментом 110-120 НМ, тогда как для штампованных автодисков это значение составляет 100-110 НМ. Болты типоразмера 12x1.5 для литья затягивают с усилием 120 НМ, под штамповку – 110 НМ. Это обобщенные показатели – оптимальный момент следует выяснять, опираясь на таблицу, приведенную выше, и на инструкции по эксплуатации вашего автомобиля.
Опасность при несоблюдении правильного момента затяжки
При недостаточном затягивании крепежа возможны следующие последствия:
- Ухудшение управляемости и комфорта вождения в связи с биением рулевого колеса.
- Неравномерный износ шин из-за биения диска, неправильная работа системы ABS.
- Самопроизвольное ослабление и разрушение болтов, что при движении автомобиля может привести к аварийной ситуации на дороге.
Негативные последствия возникают и при чрезмерном моменте затяжки:
- Повреждение резьбового соединения – разрушение резьбы как на болтах, так и на дисках.
- Высокая вероятность прикипания болтов, затрудненное последующее снятие дисков, что может привести к срезанию крепежного элемента в качестве единственно возможного способа демонтажа колес.
Одна из причин ослабления крепежа – неправильно подобранные болты при их замене. Есть разные типы крепежных элементов, как болтов, так и гаек. Конкретный тип крепежа указывается производителем в руководстве по эксплуатации и техническому обслуживанию автомобиля.
При ослабленном крепеже возникает характерный стук при биении колесного диска, поэтому необходимо обратиться в специализированный шиномонтаж.
Вопросы и ответы
-
Можно ли использовать старые болты или гайки при установке нового диска?
Это не запрещено, но при условии, что на крепежных элементах нет видимых повреждений. Если крепеж используется давно, часто извлекался и затягивался с перетяжкой, то лучше приобрести новые болты или гайки.
-
Допускается ли использование смазки для крепежа?
Считается, что графитовая смазка на резьбе облегчает последующее снятие диска со ступицы. На самом деле это не так. Применение смазочных материалов меняет плотность резьбового соединения, и, как следствие, изменяется момент затяжки. Лучше всего соблюдать рекомендуемый производителем момент.
-
Почему не каждый инструмент подходит для затяжки или ослабления крепления?
Только динамометрический ключ позволяет строго выдерживать рекомендуемый момент затяжки. Использование гайковерта, баллонного ключа, пневматического инструмента допускается лишь при демонтаже колес автомобиля.
-
Какие особенности при крепеже колесных дисков грузовых автомобилей?
Для монтажа колес грузовиков момент затяжки может составлять 300-600 НМ. Поскольку используются самозатягивающиеся гайки, то превышение момента затяжки исключается.
Если вам нужна высококвалифицированная помощь в ремонте дисков и шин, снятии и установке колес, утилизации старых покрышек, балансировке — обращайтесь в шиномонтаж в Санкт-Петербурге «SPbKoleso». Здесь обслуживают и легковые автомобили, и джипы, и малые грузовики.