Нешипованные или фрикционные зимние шины в последние годы стали реальной альтернативой классическим шипованным моделям. Их популярность растет не только в странах Европы, где использование шипов ограничено, но и в северных регионах. Причина — технологический прогресс: современные резиновые смеси и оптимизированные рисунки протектора позволяют демонстрировать сцепление на льду и снегу, которое еще десять лет назад казалось невозможным без металлических вставок.
Для владельцев кроссоверов и SUV правильный выбор зимних нешипованных покрышек особенно важен. Машины тяжелее легковых автомобилей, центр тяжести выше, а динамика мощных двигателей создает нагрузку на покрышки в разы сильнее. При неправильном выборе даже полный привод не спасает: автомобиль уверенно трогается, но при торможении теряет продольное сцепление, а при резких маневрах – поперечное сцепление.
Чтобы оценить, на что способны современные нешипованные модели, известное шведское автоиздание Vi Bilägare провело масштабный сравнительный тест восьми популярных шин в размере 235/60 R18. Сразу отметим, что внимания удостоились покрышки так называемого нордического типа.
Как проходил тест фрикционной резины?
Издание Vi Bilägare традиционно уделило особое внимание организации испытаний, чтобы получить непредвзятые результаты.
Полигоны и автомобили
Испытания организовали в двух странах. На северном полигоне в Швеции проверяли сцепление на льду и снегу, а весной на финских и шведских дорогах изучали поведение на сухом и мокром асфальте.
Для объективности оценок использовались разные автомобили:
- Volvo XC60 B4 AWD — основной SUV для зимних дисциплин.
- Volvo EX30 — электромобиль, идеально подходящий для испытаний на уровень шума, поскольку практически отсутствует звук работающего двигателя и вибрации.
- Volkswagen Tiguan — машина для тестов расхода топлива и аквапланирования.
Методики испытаний нешипованной резины
Тест состоял из нескольких классических для зимних покрышек дисциплин:
- Торможение на льду. Один из ключевых тестов. Автомобиль разгоняли до 25 км/ч и осуществляли торможение до 5 км/ч. Диапазон до почти полной остановки наиболее опасен: скорость невысокая, но именно на «последних метрах» происходит большинство столкновений. Еще одна причина – отсутствие явного влияния электронных помощников на результаты. В условиях льда видно, насколько ламели протектора способны «вгрызаться» в поверхность.
- Разгон на льду. Измерялось время достижения заданной скорости. Для фрикционных шин это сложная дисциплина: без шипов колеса часто пробуксовывают на старте. Сильная сторона дорогих моделей — плавное распределение усилия и минимальные срывы сцепления.
- Управляемость на льду. Дисциплина включала прохождение затяжных и резких поворотов. Проверялась реакция на повороты рулевого колеса, маневренность. Многие дешевые модели уходят в занос непредсказуемо, а лучшие дают время на корректировку траектории.
- Торможение на снегу. Снежное покрытие дает больше возможностей для сцепления, чем лед. Здесь важна не только резина, но и дизайн протектора, ведь нужно выталкивать снег из канавок. Чем быстрее это происходит, тем короче тормозной путь.
- Динамика и устойчивость на снегу. Замерялось ускорение и способность удерживать прямую траекторию. Хорошие шины позволяют машине двигаться без «сносов».
- Торможение на сухом асфальте. Даже зимой приходится ездить по асфальту — оттепели никто не отменял, да и расчисткой дорог в городе и на трассе занимаются коммунальные службы. Важно, чтобы фрикционные шины оставались предсказуемыми и при плюсовых температурах. Некоторые модели «плывут» при экстренном торможении, удлиняя путь на несколько метров.
- Мокрый асфальт и аквапланирование. Здесь проявляется разница между «европейскими» и «скандинавскими» типами фрикционных шин. Первые лучше справляются с лужами и отводом воды, вторые — сильнее на льду. Измерялась скорость, при которой колеса начинали терять контакт с дорогой.
- Комфорт и шум. Фрикционные шины всегда тише шипованных, но и тут есть нюансы: тонкий свист, низкочастотный гул или вибрации. На электромобиле эти нюансы особенно заметны, поэтому использование Volvo EX30 позволило объективно оценить акустический комфорт в салоне.
- Сопротивление качению. Для владельцев электрокаров этот показатель важнее всего: лишние 5–7% потерь могут стоить десятков километров пробега. Измерения проводились при стабильной скорости на ровной поверхности.
Чтобы исключить влияние погоды, в тестах применялась эталонная покрышка. Результаты каждой шины корректировались относительно контрольных значений, что обеспечило объективность тестирования.
Виды фрикционных шин
Для начала нужно определить, что подразумевается под фрикционными покрышками:
- Скандинавские. Рассчитаны на суровые морозы, имеют мягкий состав резины и множество ламелей. Даже при -30 °С остаются эластичными. Лучшая проходимость на льду и снегу, но на мокром асфальте — слабее.
- Европейские. Жестче по составу, меньше ламелей, зато выше устойчивость при плюсовых температурах и дождях. Хорошо подходят для регионов с мягкими европейскими зимами, но для северных регионов не годятся.
- Всесезонные. Компромиссный вариант: могут использоваться круглый год, но зимой не обеспечивают нужного уровня безопасности. Их главный плюс — экономия, но в условиях гололеда, низких температур они опасны.
Именно скандинавские фрикционные модели участвовали в этом тесте.
Участники теста
В этом году редакция Vi Bilägare выбрала для теста следующие модели фрикционной резины (номер – место, которое покрышки заняли в общем зачете):
- Continental VikingContact 8
- Pirelli Ice Friction
- Goodyear UltraGrip Ice 3
- Nokian Hakkapeliitta R5 SUV
- Michelin X-Ice Snow SUV
- Nordman North RS3 SUV
- Hankook Winter i*cept IZ3 X
- Maxtrek Trek M7 Plus
Фактически, напряженная борьба была между 4-мя участницами: Continental, Goodyear, Nokian и Pirell, но обо всем по порядку.
Результаты испытаний

Ниже приведем особенности, сильные и слабые стороны каждой модели, принявшей участие в тестах.
Continental VikingContact 8
- Лед и снег. Короткие тормозные дистанции и уверенная управляемость делают эту модель лидером на зимних покрытиях.
- Асфальт. Очень сильные показатели на мокрой дороге, отличная устойчивость к аквапланированию.
- Комфорт. Низкий уровень шума и ровный ход.
- Вывод. Победитель теста и лучший универсал для экстремальных погодных условий.
Pirelli Ice Friction
- Лед и снег. Хорошее сцепление на льду и надежное торможение, легкая склонность к сносу в поворотах.
- Асфальт. Лидер по стойкости к аквапланированию, короткий тормозной путь на мокром покрытии.
- Комфорт. Уровень шума средний, плавность хода достаточная.
- Вывод. Отличный выбор для зимы с частыми оттепелями и дождями.
Goodyear UltraGrip Ice 3
- Лед и снег. Хорошее торможение и разгон, но реакции на рулевое управление менее точные, чем у лидеров.
- Асфальт. Уверенные результаты на мокром покрытии, без провалов в дисциплинах.
- Комфорт. Самые тихие покрышки в тесте, ровный и комфортный ход.
- Вывод. Тихая и сбалансированная шина для города и трассы.
Nokian Hakkapeliitta R5 SUV
- Лед и снег. Эффективное торможение и уверенное поведение на снегу, но сцепление ниже, чем у лидеров.
- Асфальт. Сильные результаты на мокрой дороге, но на сухом покрытии показатели средние.
- Комфорт. Невысокий уровень шума и ровный ход.
- Вывод. Баланс между зимними свойствами и улучшенным поведением в межсезонье.
Michelin X-Ice Snow SUV
- Лед и снег. Одни из самых коротких тормозных дистанций, но в поворотах сцепление уступает лидерам.
- Асфальт. Хорошая управляемость, но на мокрой дороге результаты средние.
- Комфорт. Очень низкий уровень шума и мягкий ход.
- Вывод. Комфортная и безопасная фрикционная резина с сильным акцентом на торможение.
Nordman North RS3 SUV
- Лед и снег. Хорошая предсказуемость сцепления, но результаты скромнее, чем у Nokian.
- Асфальт. Слабее на мокрой дороге, чем Nokian, на сухом асфальте реакция на рулевое управление не самая точная и быстрая.
- Комфорт. Тихая и мягкая в ходу.
- Вывод. Практичный бюджетный вариант для снежных дорог.
Hankook Winter i*cept IZ3 X
- Лед и снег. Улучшенные тормозные показатели, но в поворотах склонность к сносу задней оси.
- Асфальт. Хорошая отзывчивость на повороты руля, уверенные результаты в тесте на мокром покрытии.
- Комфорт. Уровень шума выше среднего, но в целом ход комфортный как для покрышек среднего ценового диапазона.
- Вывод. Достойный «середнячок» с заметным прогрессом по сравнению с прошлым поколением.
Maxtrek Trek M7 Plus
- Лед и снег. Длинный тормозной путь и слабое сцепление в поворотах.
- Асфальт. Слабые показатели на мокрой дороге и невнятная реакция на рулевое управление.
- Комфорт. Средний уровень шума, поведение предсказуемое только при спокойной езде.
- Вывод. Бюджетное решение с серьезными компромиссами по безопасности.

Кому подойдут фрикционные шины из теста Vi Bilägare?
Тест показал, что даже внутри класса скандинавских фрикционных шин различия очень заметны. Поэтому выбирать стоит с учетом региона эксплуатации и климата, стиля вождения и требований к конкретным эксплуатационным характеристикам.
- Continental VikingContact 8. Подходит для водителей, которым нужна максимальная универсальность: короткие тормозные пути на льду и снегу плюс отличное поведение на мокром асфальте. Лучший вариант для городов и трасс, где зима перемежается с оттепелями.
- Pirelli Ice Friction. Сильная сторона — асфальтовые дисциплины. Эти шины стоит брать тем, кто часто ездит по трассе, в городе на расчищенных дорогах, и постоянно сталкивается со слякотью и мокрым покрытием. На льду они справляются достойно, но рассчитаны скорее на мягкую зиму.
- Goodyear UltraGrip Ice 3. Самый тихий вариант. Подойдет для тех, кто ценит акустический комфорт, много ездит в городе и не любит излишне жесткие реакции на рулевое управление. Хороший выбор для владельцев электромобилей.
- Nokian Hakkapeliitta R5 SUV. Универсальная модель с улучшенными характеристиками на мокром покрытии. Идеальна для регионов, где зимой часто случаются перепады температуры: от мороза до оттепели.
- Michelin X-Ice Snow SUV. Привлекательный вариант для водителей, которые ценят безопасность при торможении. Лучшие покрышки для семейных поездок и спокойного стиля вождения, когда важны предсказуемость и комфорт.
- Nordman North RS3 SUV. Оптимальный выбор для тех, кто большую часть времени ездит по заснеженным дорогам в сельской местности. Более доступный вариант для северных регионов, где мокрый асфальт встречается реже.
- Hankook Winter i*cept IZ3 X. Подходит водителям, которые ищут компромисс по цене и характеристикам. Резина хорошо чувствует себя на асфальте, но на льду требует осторожности. Выбор для умеренной зимы.
- Maxtrek Trek M7 Plus. Это решение только для тех, кто ограничен в бюджете и ездит преимущественно в городских условиях при мягкой зиме. В суровых условиях эта шина не обеспечит должного уровня безопасности.
Заключение
Тест показал, что нешипованные зимние шины способны обеспечивать безопасность даже в суровых условиях, но выбор «идеальных покрышек» ограничен. Резина Continental вне конкуренции, хотя и обошла Pirelli в общем зачете всего на 1 балл. Goodyear, Nokian и Michelin показали хорошие результаты, но с некоторыми недостатками. Nordman и Hankook, как шины средней ценовой категории, и продемонстрировали средние или не очень впечатляющие результаты во всех дисциплинах. А Maxtrek лишь подтвердил давно известный факт о качестве бюджетной китайской резины. Вывод: фрикционные шины не заменят шипы на голом льду, но для городов и регионов с переменчивой зимой это достойная альтернатива.
